25 мая 2012 года около 00 часов 25 минут на Ленинском проспекте в районе ресторана "Атлантика" в г. Калининграде произошло столкновение автомобиля "Ауди А6" и "Мерседес С". Столкновение произошло под углом, так как в автомобиле "Мерседес С" вырвало правую переднюю стойку с колесом и после столкновения данный автомобиль развернуло и отбросило на трамвайные пути. Автомобиль "Ауди А6" после столкновения продолжил движение и врезался в заднюю часть припаркованного около пешеходного перехода по правой стороне проезжей части автомобиля "Фольксваген Пассат", который от удара протащило вперёд и он столкнулся с припаркованным автомобилем "Фольксваген Гольф 2", заехал на тротуар и перевернулся на крышу.
Водитель такси, находящийся в данном автомобиле, погиб на месте. Извлекать тело были вызваны спасатели ГО и ЧС по Калининградской области, которые разрезали искарёженный автомобиль. Прибывшая пажарная бригада залила автомобили пеной во избежание возгорания. Водитель автомобиля "Фольксваген Гольф 2" не пострадал, но автомобиль восстановлению не подлежит, кроме того, под данным автомобилем оказалось колесо со стойкой от автомобиля "Мерседес С". 22-х летний водитель "Ауди А6" и три пассажира данного автомобиля госпитализированы в больницу, серьёзных травм не получили. Водитель автомобиля "Мерседес С" так же проходит лечение в больнице. Сотрудниками следственного управления по г. Калининграду возбуждено уголовное дело по факту указанного дорожно-транспортного происшествия, проводится расследование и устанавливаются виновные данного дорожно-транспортного происшествия. В данной дорожно-транспортной ситуации, если будет установлена вина двух водителей, то к уголовной ответственности могут привлекаться оба водителя, если по причине их нарушения правил дорожного движения погиб человек. ДТП у Атлантики получило большой общественный резонанс, в средствах массовой информации очень много комментариев, но истину установит следствие.
ДТП при обгоне
Одним из распространённых видов дорожно-транспортных происшествий являются ДТП при обгоне. Действия водителя при совершении манёвра обгона других транспортных средств регламентированы п.11.1. ПДД РФ, в котором прописаны безопасные условия совершения данного вида манёвра. Водитель должен убедиться в том, что полоса свободна на достаточном для совершения манёвра расстоянии и водитель не создаст этим манёвром помех и опасности для движения другим участникам движения. Но, достаточно ли этих двух условий для выполнения манёвра обгона?
Отвечая на этот вопрос, многие ответят - нет. Кроме этих двух условий, необходимо оценить транспортный поток вашего направления движения. Если транспортный поток достаточно плотный, и вы не уверены в возможности беспрепятственного возвращения на свою полосу движения, ни в коем случае не приступайте к обгону. Эта ошибка водителей стоила многих жизней, как водителям, так и пешеходам.
Описанное выше ДТП при обгоне нескольких транспортных средств, произошло по той же самой ошибке водителя. Увидев плотный поток автомобилей (пробку) перед нерегулируемым перекрёстком, водитель мотоцикла решил совершить обгон нескольких стоящих в пробке автомобилей по свободной встречной полосе движения. С одной стороны, водитель начал манёвр обгона не нарушая ПДД, но проигнорировав требования ПДД, приближаясь к перекрёстку не перестроился на свою полосу движения до начала сплошной линии разметки, что повлекло нарушение п. 11.2 ПДД РФ, согласно которому водителю запрещается выполнять обгон, если он не сможет беспрепятственно вернуться на свою полосу движения, не создав при этом опасность и помех обгоняемому им транспортному средству. Таким образом, простое соблюдение ПДД помогло бы избежать наезда на женщину с детской коляской, переходящую проезжую часть по линии тротуаров, в соответствии с п.4.3 ПДД РФ. Водитель мотоцикла, обнаружив опасность, сразу же применил торможение и положил мотоцикл на бок, увеличив замедление мотоцикла, но маленькое расстояние до детской коляски не позволило избежать ДТП.
Несмотря на небольшую скорость движения мотоцикла и грамотные действия водителя при обнаружении опасности, произошло ДТП при обгоне, и двухлетний ребёнок получил серьёзные травмы головы, повлекшие тяжкий вред здоровью. Действия матери ребёнка в данной дорожно-транспортной ситуации были в рамках ПДД.
Установление скорости при ДТП
Одним из самых важных параметров является установление скорости при ДТП. Данная величина позволяет экспертам-автотехникам рассчитать такие важные параметры как удаление автомобиля в момент возникновения опасности для движения. Какие же существуют способы установления скорости?
Одним из наиболее распространённых способов является установление скорости автомобиля по величине следа юза. Данный расчёт является не самым точным, но с погрешностью 5-20 км/ч скорость рассчитывается по формуле. Подробнее об этом расчёте можно прочитать здесь.
Вторым и наиболее точным способом является установление скорости при ДТП по видеозаписи (при её наличии). В наше время большое распространение получили видеорегистраторы, камеры наружного наблюдения и всё чаще ДТП попадают в их объективы. Для проведения расчётов производятся замеры на местности неподвижных объектов, попадающих в объектив видеокамеры (столбы, подоконники домов, бордюрные камни, а при их отсутствии просто выставляются фишки на определённом расстоянии). При наличии данных размеров и видеозаписи эксперт видеотехник сможет точно установить скорость пешехода, автомобиля и даже его замедление при торможении. Подробнее про замедление автомобиля можно прочитать здесь.
Третьим способом является установление скорости при ДТП по блоку управления аэрбэгами автомобиля. Данный способ является так же очень точным, но подходит он только для автомобилей последних годов выпуска. Современные автомобили снабжены электронными блоками управления подушками безопасности и при их сработке в момент ДТП, данный блок фиксирует многие параметры автомобиля, в том числе и скорость движения. Однако расшифровать данные блоки могут в основном только специалисты на заводе изготовителе при наличии специального программного обеспечения. Например в автомобиле марки "Ауди А6" 2007 года выпуска, снять данные с блока управления могут только на заводе в Германии, так как в случае гибели человека в таком автомобиле из Германии может приехать комиссия и исследовать причины ДТП. Данные блока управления аэрбэгами, то есть информация о повреждениях автомобиля, держатся в секрете даже от официальных дилеров концерна.
Существуют и другие методики по установлению скорости при ДТП, например при помощи программы Карат-3 по повреждениям автомобиля, но они носят только консультативный характер из-за больших погрешностей.