Основные части мотор-колеса Дуюнова:
- Крышка. Этот элемент необходим для крепления на нем всех деталей мотор-колеса. По устройству он прост, выполнен из легкого сплава.
- Короткозамкнутый ротор с так называемой "беличьей клеткой", изготовлен из пакета медных стержней и двух медных короткозамыкающих колец, спаянных между собой. Обычно в таких двигателях использовались алюминиевые стержни, которые заливались в набранный из листов стали сердечник. Медь применялась только в двигателях большой мощности. Паяльником припаять толстые медные элементы невозможно, поэтому использовалась специальная сварка "Горыныч" и припой с добавлением серебра. Есть и еще один секрет, который кроется в "беличьей сетке". Стержни в ней расположены не ровно, а под определенным углом, кроме того этот ротор может быть снабжен обмоткой с медным посеребренным проводом. Это дает прибавку эффективности на 10% и двигатель вообще перестает греться.
- Обмотка. Особенностью этой обмотки является совмещенная схема звезды и треугольника, так называемая "Славянка". Здесь есть свои секреты и различия в обмотке, она будет отличаться от назначения мотор-колеса.
- Ось и подшипники. Вся эта система получается довольно надежной и износостойкой.
Отличия от других двигателей подобного класса по эффективности.
Чем отличается этот электродвигатель от стандартных электродвигателей, к которым мы все привыкли. Он является асинхронным и без использования неодимовых магнитов. Это плюс не только в стоимости изготовления, так как их закупают за границей, но и в свободном ходе колеса. Его вращению не мешают никакие силы, оно свободно вращается с хорошим накатом, который зависит только от качества установленных подшипников. Здесь большое поле для доработок и усовершенствований, так как играясь с углами наклона стержней в роторе, обмотками, можно значительно повысить КПД этого мотор-колеса.
Предназначение.
Изначально разрабатывалось для двухколесных транспортных средств, но установив его на велосипед, разработчики поняли, что его потенциал далеко выходит за рамки велосипеда. Низко потребляемая энергия аккумуляторов и хорошая мощность дают все основания видеть его на электрокаре. Испытания этого колеса с маломощным аккумулятором дало возможность развить скорость в 100 км/ч. В настоящее время идет доработка контроллера, программируемого через компьютер, так как этой мощностью нужно грамотно управлять. Вес колеса составляет 17 кг, для асинхронного двигателя с мощностью в 20 кВт, это очень мало. Да и это колесо изготовлено в ручную без применения современных новых материалов, при промышленном производстве его масса значительно снизится. На этом колесе прекрасно работает рекуперация, возвращение энергии в аккумулятор, оно бесшумное и его можно масштабировать для различных нужд. Вот такой огромный потенциал у отечественных разработок. Название этому мотор-колесу придумали так же исконно русское - "Колобок". Будем ждать серийного производства.