В чем причина ДТП? Этот вопрос всегда в первую очередь интересует его участников. Но на не него так уж просто ответить. Любое ДТП складывается из множества факторов. Если разложить ДТП с точки зрения физики и математики, то получается примерно следующее.
Какие факторы влияют на возникновение аварийной ситуации?
1. Погодные условия. Этот пункт знаком многим автовладельцам и сотрудникам ГИБДД. Сильный туман, проливной дождь, первый гололед, снежный накат, сильный солнечный свет…
2. Навыки вождения. Очень часто выпускник автошколы, пока не научится ездить, создает аварийные ситуации. Начинающие водители не уверенно чувствуют себя за рулем, не обращают внимание на дорожные знаки и разметку, даже умудряются проскочить перекрестки на красный и ездить по встречной полосе движения.
3. Состояние водителя. Усталость, алкогольное или наркотическое опьянение, преклонный возраст, сердечные заболевания и даже психические заболевания. Таких водителей тоже хватает. Комиссию проходят раз в 10 лет, а за это время может столько всего произойти с человеком.
4. Техническое состояние автомобиля. Я даже не беру в пример, когда у автомобиля отваливается колесо на ходу, но и такое бывает часто, а вот снижение эффективности торможения, заглушки в тормозных шлангах, люфт рулевого управления, неисправности освещения в автомобиле, "лысая" резина, иногда оказывается решающей точкой во всех этих факторах.
5. Кроме того, чтобы столкнуться двум автомобилям, им необходимо выехать из точек А и Б, а затем столкнуться в точке С, или просто выехать с дороги и поймать единственное дерево на 5 км. Это уже теория случайности, но тоже часто играет большое значение для наступления последствий.
Как выясняются причины выезда автомобиля на встречную полосу движения?
- изучается место ДТП, следы торможения, обломки транспортных средств, повреждения автомобилей. Если на проезжей части следы торможения состоят только из одного следа, то стоит проверить исправность тормозной системы тягача.
- техническое состояние транспортного средства очень важное звено всей цепочки, так как фуры обычно принадлежат организациям, за их выпуск на маршрут в исправном состоянии отвечает механик. Может оказаться так, что водитель не мог обнаружить эту неисправность тормозной системы, а механик мог и должен был при осмотре автомобиля. Что сделает водитель без рабочей тормозной системы, ничего. Опираясь на практику с уверенность можно сказать, что в таких ситуациях на принятие решения дается 1-2 секунды. Что вы успеете сделать за это время, в лучшем случае попытаете счастье повторным нажатием на педаль тормоза. Выключить зажигание не успеете, ручной тормоз мало поможет снизить скорость автомобиля.
А теперь представьте, когда вы видите два автомобиля на проезжей части с кучей следов и осколков, чтобы понять механизм ДТП при отсутствии свидетелей и видеозаписи, необходимо разобраться во всех этих факторах. Задача не из простых, но выполнима. Для примера разберем ДТП в Калининграде, произошедшее 19.08.2016 года на Мамоновском шоссе.
Два транспортных средства едут по своим полосам обычной асфальтированной проезжей части с допустимыми скоростями. Чтобы им столкнуться, один автомобиль должен выехать на полосу другого. В нашем примере один автомобиль - седельный тягач Вольво с полуприцепом, второй - "Рено Дастер", небольшой кроссовер. Автомобили сильно различаются по массам, поэтому расположение на проезжей части можно определить по седельному тягачу, его явно не развернет от маленького кроссовера. Если фура остановилась на встречной полосе и обломки расположены на ней же, то можно сделать вывод о выезде седельного тягача на встречную полосу. В административном праве все просто, выехал - виноват. Но в уголовном деле начинают изучаться все указанные выше факторы, устанавливаться причины выезда автомобиля на встречную полосу движения.