Для чего необходим катализатор и
как он работает?
Как очищаются вредные газы?
Если посмотреть на происходящие там реакции с точки зрения химии, то получается следующее: молекулы оксида азота, моно оксида углерода и несгорающие компоненты топлива попадают в каталитический конвертер. При прохождении по первому блоку происходит химическая реакция, результатом которой на выходе из оксида азота образуются кислород и азот, это смесь, которой мы обычно дышим. Когда газы попадают во второй блок, то в результате химической реакции из моно оксида углерода получается углекислый газ, обычная газировка. Несгоревшие компоненты топлива при воздействии высоких температур превращаются в углекислый газ и воду. В теории каталитический конвертер должен обезвреживать 99% вредных газов, но это происходит только после его нагрева до рабочей температуры. Для этого необходимо проехать около 10 км. Все это время автомобиль продолжает загрязнять окружающую среду и остается главным источником загрязнения. А вы слышали про самый быстрый электрокар 2016 года - NextEV NIO EP9?
А вы знаете, что каталитический конвертер стоит больше 100 тыс. долларов за 0,5 кг? Для того, чтобы понять, как они перерабатывают токсичные газы, необходимо вскрыть один из них. В мире огромное количество машин, каждая из которых производит токсичные газы, такие как оксид азота, моно оксид углерода, а так же несгорающие компоненты топлива. Каждый автомобиль оборудован каталитическим конвертером, расположенным под капотом и подключенным перед выхлопной трубой, либо магистральный, расположенный под кузовом автомобиля. Меньше чем за 0,1 с он перерабатывает вредные газы в безвредные, например, в пары воды и кислород.
Как проверить работу катализатора?
Ресурс катализатора 150-200 тыс. км, но это относится не к России. Они бывают коллекторные или магистральные, в зависимости от места их расположения. С нашим бензином он выходит из строя в разы быстрее, он попросту забивается различными примесями бензина, солярки, присадками. Если у вас на панели приборов загорелся знак Check Endine, то скорее всего забился катализатор от некачественного топлива. Паниковать из-за этого сразу не стоит, необходимо снять его с автомобиля и проверить. Проверить можно визуально, если соты сильно загрязнены, то их просто можно почистить, если они осыпались, то катализатор идет на замену. Есть специальные жидкости для чистки сеток катализатора, они растворяют грязь, освобождая поры. Давайте рассмотрим основные признаки засорения катализатора:
Из чего состоит катализатор?
Если катализатор разрезать, то под нержавеющей крышкой вы увидите два или три блока из керамики в виде сот или каналов, тысяч каналов. По двум краям эти блоки имеют тонкое напыление драгоценных металлов. Первый блок покрыт платиной и радием, второй платиной и палладием. Стоимость этих драгоценных металлов зашкаливает за 50 тыс. долларов за 1 кг, но поверьте, они этого стоят. Они способны вызывать химические реакции, превращая опасные в безопасные для здоровья человека газы. Эти металлы не подвергаются коррозии, так как являются драгоценными. Для лучшего взаимодействия с газами и нужны микроканалы, их 60 на 1 см. Получается просто огромная площадь соприкосновения металлов с газами. Это по сути минилаборатория, в которой токсичные газы за время, равное 0,1 с превращаются в нетоксичные. Но это преобразование происходит только тогда, когда конвертер горячий - 750 градусов С. Разогретые токсичные газы, попадая в каналы катализатора, сами его разогревают. Они выходят из двигателя разогретыми до 500 градусов, но попадая в катализатор, дополнительно разогреваются происходящими там химическими реакциями, заставляя катализатор работать на всю свою мощность.
Есть и еще один способ проверки катализатора. Вместо датчика кислорода, расположенного перед катализатором в трубе, подсоединяется манометр давления до 1 кг/см3. Если давление держится в пределах 0,35-0,5 кг/см3, то катализатор в норме. Если оно растет, то он требует прочистки или замены.
Самостоятельно можно его проверить просто приложив руку в перчатке к выхлопной трубе при работающем автомобиле на холостых оборотах. Если давление вашу руку выбивает, то все в порядке, если нет, то катализатор забит.
Вот почему намечается тенденция к переходу на другие, экологичные виды топлива, водород, электричество, воду. Нельзя сказать, что катализатор не помогает, он уменьшает вредный выхлоп в 5 раз, а если посчитать количество автомобилей, это достаточно хороший результат работы данной каталитической системы очистки.